Выжигание по дереву

Довольно часто задают вопрос начинающие про достоинства и недостатки различных приборов для выжигания. Существует два основных типа – у одного из них, покера, толстый наконечник из тугоплавкого металла, у другого прибора – игла из тонкой проволоки. Единственным достоинством покера можно считать его дешевизну, но работать им крайне неудобно. Представьте, что вы пытаетесь рисовать, держа карандаш за дальний от заточенного грифеля конец. Именно так выглядит работа с покером, который сильно нагревается возле наконечника, а его температура не поддается регулировке.

Приборы для выжигания

Даже если вы только начинаете заниматься выжиганием по дереву, купите себе не покер, а прибор со сменными перьями. Поверьте, что удобства окупят лишние затраты на него.

Покер

Этот недорогой прибор можно использовать только для выжигания простых узоров, не требующих тонких линий и светотени. Покер выжигает на дереве четкие, резкие линии, но не позволяет передавать оттенки тона или мелкие детали.

У покера имеется набор сменных наконечников, включая иглы для выжигания линий, широкие плоские наконечники для выжигания фона и несколько фигурных насадок.
покер для выжигания по дереву

Перьевой прибор

Им пользуются все профессиональ­ные пирографы. Именно тонким пером сделаны все узоры, которые вы видите в этой книге. Конечно, перье­вой прибор стоит дороже покера, однако затраты будут вполне оправ­даны. Перо сделано из упругой про­волоки и позволяет создавать тонкие переходы света и тени. Температуру пера можно регулировать, а само оно чутко реагирует на движение руки, что позволяет выполнять самые тонкие детали. Форма пера бывает разной, но я предпочитаю перо в форме ложечки: оно универсально и подходит для любой работы.
перьевой выжигатель по дереву

Материалы

заготовки для выжигания
Качество работы во многом будет зависеть от качества выбранной вами древесины, которая должна соответствовать выбранному вами рисунку.

При этом следует помнить о том, что не бывает абсолютно одинаковых кусков даже одной и той же породы дерева. Вот лишь некоторые общие советы:

  • Поверхность заготовки должна быть очень гладкой. Отшлифуйте ее вдоль направления волокон древесины, начав с грубой и заканчивая самой мягкой, «бархатной» наждачной бумагой.
  • Начинающему легко найти недорогие деревянные предметы, на которых можно оттачивать свое мастерство: ложки, лопатки, кухонные разделочные доски. Чаще всего их делают из бука. Это прекрасная древесина. Волокно у нее настолько гладкое, что на поверхности легко читается самая тонкая линия. Никогда не покупайте ложки или доски, покрытые лаком.
  • Еще одним идеальным для начинающего материалом можно считать фанеру, которая чаще всего или сделана из среза березы или покрыта березовым шпоном.
  • Среди сортов светлой твердой древесины наиболее популярны платан, липа, остролист и клен. Они обладают гладким волокном, а их светлый тон хорошо контрастирует с рисунком. Лично мне очень нравится работать также с древесиной фруктовых деревьев, например с грушей и вишней,
  • Очень красивый фон для картины создают тис, орех и ясень. Их фон богаче, чем у простой белой древесины. Однако волокно у этих деревьев обладает собственным четким узором, поэтому при работе с такими видами древесины следует выбирать более широкий рисунок, не требующий тонких переходов светотени. Очень красива также структура розового дерева и тика.
  • Можно выжигать, хотя и с определенными оговорками, на заготовках или изделиях из дуба, вяза и мягких пород деревьев, таких, как сосна. Волокно у них у всех достаточно грубое и неровное, поэтому проведенные линии на нем расплываются. Не каждый рисунок можно нанести и на темную древесину, например на срез красного дерева. Такая древесина может использоваться только в отдельных случаях.
  • Нельзя исключать, что вы столкнетесь с необходимостью улучшить природный рисунок дерева, но этого не стоит делать с древесиной таких пород, как атласное дерево – у него прекрасная естественная фактура.

Оборудование

Если не считать самого прибора для выжигания, все остальное оборудование очень дешево. В ходе работы вы сами сможете определить необходимый набор приспособлений.

  • Карандаш. Служит для нанесения на заготовку выбранного узора. Для светлой древесины лучше всего подходит карандаш НВ, а для темной древесины и кожи более мягкий — 2В.
  • Точилка для карандашей. Карандаш всегда должен быть хорошо заточен, иначе вам будет сложно перенести на поверхность тонкий узор или мелкие детали.
  • Ластик. Ластик нужен для внесения поправок при первоначальной разметке рисунка и для снятия карандашных пометок после выжигания. После ластика работа будет выглядеть лучше, к тому же могут обнаружить участки, которые вы забыли выжечь.
  • Цветные карандаши. Они нужны для создания телесных тонов и тонких оттенков возникающего при выжигании коричневого цвета. Они, кроме того, очень нужны на предварительном этапе работы – чтобы наметить приблизительное распределение цветов на своем рисунке.
  • Циркуль. Необходим для разметки таких рисунков, как круглый бордюр.
  • Линейка. Служит для разметки прямых линий, для измерений и наметки узоров.
  • Ручки. С помощью ручек с перьями различной толщины я делаю предварительные наброски.
  • Калька. Калька нужна для перенесения рисунка на поверхность древесины.
  • Копировальная бумага. С помощью копировальной бумаги также можно перенести рисунок на древесину. В этом случае поверх листа копировальной бумаги кладется лист бумаги с нанесенным на него рисунком, который затем обводится карандашом и переносится таким образом на древесину.
  • Наждачная бумага. Наждачная бумага используется для предварительной шлифовки поверхности. Чем глаже доска, тем лучше по ней работать. С ее помощью можно также удалять небольшие погрешности, допущенные в ходе выжигания. После окончания работы наждачной бумагой можно отшлифовать края изделия, чтобы удалить с них пятна от ваших пальцев.
  • Клейкая лента. Клейкая лента (скотч) нужна для того, чтобы прикреплять к поверхности древесины кальку или копировальную бумагу.
  • Корундовая бумага. Она нужна для подшкуривания маленьких участков рисунка: при этом сквозь обожженное место проглянет естественная фактура древесины, что обогатит тональную гамму рисунка. Не пользуйтесь ею при предварительной шлифовке древесины, поскольку она оставляет шероховатые следы. Покупайте самую тонкую корундовую бумагу.
  • Ножницы. Они нужны, чтобы разрезать корундовую бумагу на мелкие кусочки, которыми удобней работать.
  • Проволока. Из нее вырезают сменные перья. Если вы не хотите этим заниматься, купите готовый набор в магазине.
  • Отвертка. Нужна для регулировки прибора для выжигания и замены в нем перьев.
  • Универсальный нож.Этот инструмент пригодится вам для самых разных нужд, начиная от прикрепления брелоков к кольцу и заканчивая выскабливанием тыкв.

Здоровье и безопасность

Держите перо прибора подальше от глаз – и от своих, и от чужих. Горячего пера лучше не касаться рукой, но если это случайно произойдет, не страшно, – боли и вреда будет
не больше, чем от ожога крапивой. Держите перо как можно ближе к нагреваемому концу, но при этом старайтесь не притрагиваться к металлическим деталям. Надолго включенное перо сильно нагревается, и от него поднимается горячий воздух. Некоторые модели снабжены удобными защитными кожухами. Если вы выжигаете по плавнику или коже, которые при этом выделяют токсичные пары, наденьте на лицо маску и работайте только в хорошо проветриваемом помещении.

Техника выжигания

Мне часто приходится вести занятия с начинающими, и должен сказать, что они редко бывают разочарованными в результатах своей работы. Это говорит о том, что основными техническими приемами пирографии овладеть совсем не сложно. Гораздо труднее добиться полной свободы в обращении с прибором для выжигания. Это действительно требует времени и определенного опыта.

Самое главное – научиться управлять пером и чувствовать особенности поверхности древесины. Намного полезнее понять, как проводятся точные прямые линии, чем постоянно пытаться исправить допущенные во время работы погрешности. Разумеется, умение приходит только с опытом, поэтому требует постоянных и длительных упражнений.

Всегда лучше начинать с мелких предметов и постепенно переходить к более крупным. Так вы скорее освоитесь со своим оборудованием и научитесь правильно пользоваться им. Я начинал с ложек и лопаточек, выжигая на них простые линейные узоры, не требующие светотени, но при этом старался придать своему рисунку фактуру и объем за счет разнообразной штриховки. Можно начать также с брелоков, рюмок для яиц или других мелких предметов.

В специализированных магазинах можно купить фанерные шаблоны, вырезанные в форме зверей или бабочек. Они не дороги и уже имеют заданные очертания; вам остается лишь заполнить их, не слишком опасаясь допустить ошибку. Даже если вы испортили вещь, выбросить в корзину фанерную бабочку не так жалко, как, например, часы в деревянном корпусе. Кроме того, работа над мелкими предметами научит вас обращению с различными по размеру перьями.

Как правильно держать перо

Существует несколько простых правил обращения с ним:
как держать перо выжигателя

•Держите перо так, как вы держите карандаш или шариковую ручку. Оно должно удобно лежать в руке, а ваши пальцы должны находиться как можно ближе к кончику пера.

•Для работы с большинством типов древесины температурный режим устанавливается чуть ниже того уровня, при котором кончик пера, или катушки, если вы пользуетесь покером, раскаляется докрасна. Некоторые виды древесины требуют более высокой температуры, для других материалов, включая тыквы и кожу, достаточно меньшего нагрева. Если перо раскалить слишком сильно, вокруг проведенных вами линий образуется оранжевая кромка – окалина. Чаще всего это случается тогда, когда неопытному мастеру не терпится как можно скорее завершить свою работу. Включать прибор на полную мощность приходится очень редко.

•Рисуйте пером так же, как вы рисуете карандашом, только немного медленнее. Не нужно сильно прижимать перо к поверхности древесины – при этом также образуется окалина. Легко приложите перо к древесине и медленно, плавно ведите его. Если сильно прижимать перо, образуется выжженная борозда. Стремитесь к тому, чтобы ваши линии были чистыми, ровными и одинаковыми по цвету.

Отделка

Иногда мастера спорят – следует ли отделывать готовую работу.

Я считаю, что не отделанной работу обязательно нужно сохранять только в тех случаях, когда в нее предполагается внести поправки или изменения. Конечно, решать, отделывать или нет готовую вещь, надо самому мастеру. Но нужно принять во внимание, что выжженный рисунок, как и акварель, постепенно тускнеет под воздействием солнечного света. Кроме того, не обработанная древесина со временем темнеет, и выжженный на ней рисунок становится менее заметным. Таким образом, если вы хотите защитить свой рисунок от времени и солнечного света, его лучше покрыть слоем отделочного материала. Любой мастер свободен в выборе отделки, поэтому я могу поделиться с вами лишь самыми общими соображениями на этот счет.

  • Отделывать можно только очень гладкую и отшлифованную поверхность, но ее нельзя шлифовать после того, как на нее уже нанесен рисунок, потому что при этом могут быть утрачены некоторые его детали.
  • Нанесенный отделочный материал иногда может погубить негативный силуэт. Для того чтобы проверить, как влияет на цвет древесины тот или иной отделочный материал, нанесите его сначала на тот участок изделия, который не будет бросаться в глаза.
  • Лак – один из самых популярных отделочных материалов, однако он может сделать неразличимыми мелкие детали. Как правило, я покрываю лаком только те изделия, которые будут выставлены на открытом воздухе, например таблички на входных дверях. В этом случае я пользуюсь корабельным лаком. Прозрачным лаком лучше покрывать изделия, которые часто берут в руки, например коробки для карандашей.
  • Можно покрыть готовое изделие мебельной мастикой, но она может оставлять полосы на поверхности древесины. Покрывать изделие можно только прозрачной, а не цветной мастикой, которая будет отвлекать внимание от рисунка или узора.
  • Самым подходящим отделочным материалом можно считать олифу. Она хорошо выявляет фактуру волокна древесины и не оставляет на ее поверхности полос и пятен. Олифа продается в любом хозяйственном магазине, ее можно наносить кистью или легко втирать в древесину.
  • Если вы решили покрыть свое изделие отделочным материалом, посоветуйтесь с токарями-краснодеревщиками. Они хорошо разбираются в подобных вещах.

Помните, что на выточенное на токарном станке изделие нанести ровный слой отделочного материала вручную довольно сложно.
покрытие блюда олифой

      Предварительно отшлифуйте изделие наждачной бумагой, чтобы загладить заусенцы. Особенно края, на которых могли остаться следы ваших пальцев.
      Нанесите олифу ровным слоем с помощью мягкой тряпочки или кисти.

Блюдо - готовое изделие

Ссылка на основную публикацию

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Post Navigation

Чудо-лобзик