Если внимательнее присмотреться, то мы начинаем находить выжженные узоры буквально на каждом шагу. В той или иной форме выжигание по дереву встречается в культуре всех народов и насчитывает не одну тысячу лет.
Трудно сказать, кто и когда впервые сделал узор на дереве.
Самые древние из дошедших до нас деревянных сосудов с выжженным рисунком были обнаружены при раскопках в Перу и датируются приблизительно 700 годом до Рождества Христова. Такие рисунки встречаются и при раскопках старинных английских городов, основанных еще во времена Римской империи.
Как правило, росписью без применения карандашей и красок украшали предметы домашнего обихода – будь то деревянная ложка или рог для вина.
Искусство выжигания
Выжигание – как искусство, а не как форма народного творчества, – известно в Европе начиная со Средневековья. Известно, что рисунком по дереву занимались такие знаменитые художники, как Альбрехт Дюрер, Рембрандт и Брюйер.
В Британии рисунки и надписи, сделанные раскаленной кочергой, встречаются на балках старинных таверн эпохи Тюдоров, а на деревянных панелях – начиная с XVIII века. Позже искусством выжигания по дереву увлекались такие непохожие друг на друга люди, как писатель Виктор Гюго и художник- авангардист Пабло Пикассо.
В XVII и XVIII веках профессиональных пирографов приглашали для того, чтобы украсить мебель, а широкую популярность искусство декоративного выжигания по дереву приобрело во второй половине XIX века, в Викторианскую эпоху. Тогда это занятие стало модным дамским развлечением и сумело потеснить традиционную вышивку. Разумеется, благовоспитанные дамы не могли трудиться над узорами с помощью раскаленной кочерги или шпаги, как это делали пираты в тавернах. На помощь им пришел технический прогресс. Конечно, сейчас старинные приборы для выжигания выглядят, по меньшей мере, странно: одной рукой человек держит сам прибор, а второй подкачивает бензиновую помпу, от которой нагревается игла.
В XX веке появляются уже электрические приборы для выжигания. Но очень долгое время в них накалялась игла из тугоплавкого металла; лишь в 1970-х годах появились приборы, которыми мы пользуемся в настоящее время – удобные, безопасные, позволяющие создавать тонкий рисунок с богатой светотенью.
Можно сказать, что выжигание по дереву занимает уникальное место в истории искусства. С одной стороны – это одно из древнейших ремесел, но с другой стороны, мы только сейчас начинаем открывать для себя истинные возможности этого вида творчества.