Рельефная резьба по дереву
Разбавлю череду статей по художественному выпиливанию лобзиком – работой по плоскорельефной резьбе по дереву. Дверная вставка в межкомнатную дверь. Выполненная работа являлась пробой своих сил в данном направлении художественной обработки дерева.
История возникновения резьбы
Данный вид резьбы отличается от других видов своей декоративностью и выразительностью. В старину в принципе как и в наше время рельефную резьбу применяют для украшения мебели, дверей, стеновых панелей, в качестве настенных панно, украшения интерьеров. Рельефную резьбу по дереву можно разделить на две условные группы:
Барельефная резьба (с низким рельефом)
Горельефная резьба (с высоким рельефом)
Барельефная резьба – главная характерная черта это то, что орнамент выступает не более чем на 1/2 глубины по отношению к линии фона.
Отличие Горельефной резьбы в том, что срез делается почти на всю глубину объема формы в орнаменте. Такая резьба требует более совершенного понимания форм орнамента.
Декор межкомнатных дверей своими руками – филенка с резьбой
Итак, для работы нам понадобятся следующие инструменты:
Инструмент для резьбы по дереву
Нож-косячок для резьбы по дереву.
Несколько видов стамесок для резьбы по дереву с радиусом от 8 до 20 мм, так же я использовал угловую и плоские стамески.
Инструмент должен быть удобным и острым, в таком случае работа будет идти лучше, быстрее и приносить массу удовольствия.
Как и в предыдущих статьях, напоминаю Вам о том, что мы не забываем про технику безопасности, потому что наши ручки и пальчики нам нужны и важны!
Рабочее место как мы уже знаем должно быть достаточно освещенным, хорошо проветриваемым, заготовка должна быть хорошо закреплена, рабочую поверхность как и инструменты следует держать в порядке и стараться соблюдать чистоту, в таком случае вы всегда быстро найдете то что Вам нужно.
Заготовка под резьбу
Для данной работы я использовал уже готовую филенку из сосны толщиной 30 мм, но данная порода дерева довольно сложна в обработке из-за чередования твердых и мягких слоев. Для более комфортной работы подойдут такие породы как липа, осина, береза. Не забывайте про влажность заготовки она имеет довольно большое значение, оптимальной будет влажность около 8-10%.
Техника рельефной резьбы
Будущее изделие необходимо крепко закрепить на рабочем столе и поворачивать только при появлении надобности. Для рельефной резьбы по дереву есть много приемов, особенностей, различных техник которые облегчают и ускоряют процесс, но основные стадии остаются неизменными. Итак, этапы рельефной резьбы:
Нанесение рисунка
Рисунок переносится на заготовку в натуральную величину, использовать можно кальку, копирку, трафарет. Так же можно использовать более современный метод переноса описанный тут.
Надрез и подрезка контура работы
Надрез производится точно по краям чертежа, при вертикальном положении косяка. Подрезку контура делается стамеской под углом 45 градусов в сторону надрезанной линии, нужно добиться чтобы глубина подрезки была одинаковой.
Предварительная обработка рельефа
Когда элемент надрезан по контурной линии рисунка то следует выполнить подрезку затем снять фаску по контуру ножом-косячком под углом 45 градусов, далее срезают верхнюю фаску. Подчистка линии контура производится полукруглой стамеской.
Финальная чистка
Чистку фона начинают производить с наибольших по размеру участков, для этого используют широкую стамеску продвигаясь в нужном направлении вдоль волокон если это возможно, все зависит от формы и размера обрабатываемого участка. В труднодоступных местах применяется узкая стамеска.
Нанесение мелкого рельефа
Эта процедура заключается в нанесении тонких и мелких выемок. Сделать это можно было с помощью косячка или угловой стамески.
Финальный этап отделки
Рельефную резьбу шлифуют мелкозернистой наждачной бумагой. Обратите внимание на то, что каждый элемент нужно шлифовать отдельно, учитывая кривизну рельефа и направление волокон. На мягких породах для шлифования стоит использовать более мелкую шкуркой. После шлифования при помощи жесткой щеточки удаляются пыль и ворс.
Далее: Дверная вставка была покрыта морилкой на водной основе. В своей работе я использовал морилку под орех смешанную с морилкой под красное дерево. После того как работа была высушена следующим этапом стало покрыта матовым лаком серии ПФ. Постарайтесь выбрать хороший и качественный лак, как это не парадоксально, но работу можно испортить даже на последнем этапе покрытия лаком. Наносите лак при помощи хорошей кисти и не торопитесь. Старайтесь не оставлять видимых разводов пузырьков и ворсинок на поверхности, не заливайте работу и не допускайте подтеков. Альтернативой лаку, может послужить покрытие работы воском, смешанным со скипидаром.
Чертеж резьбы на дверную вставку
Скачать чертеж в нужном для вас формате Вы можете здесь:
Объем: 2 листа формат А4.